Ну, например, нарисовал ребёнок рисунок и показывает маме. А добрая и любящая мама с улыбкой на лице (а может быть и с раздражением), говорит:
«Ну что это за каля маля, что ты тут нарисовал(а)? Плохой из тебя художник»
И эта фраза звучит от самого важного человека в жизни ребёнка, звучит как приговор, а на самом деле это внушение, сигнал, который в последствии будет работать как ограничение. Оно застрянет в голове и будет ограничивать в развитии, хотя ребёнок забудет этот случай.
Или вот ещё пример, который я видел на улице: Мальчик едет на самокате, смотрит по сторонам и естественно, что он падает. Мама начинает причитать: «И в кого ты у меня такой? Все дети как дети, катаются себе и не падают, а ты то и дело валяешься, вот что с тобой делать?»
Это тоже травма для детской психики с далеко идущими последствиями.
Ниже я напишу какая реакция была бы правильной в этих случаях. Реакция, которая поможет в развитии и не нанесёт психологической травмы.
1. Критиковать и говорить, что сделано плохо. Это оттолкнёт человека, и он закроется.
2. Переходить на личности, обсуждать не поступок (действие), а самого человека.
3. Давать негативные прогнозы на будущее.
4. Обобщать (ты всегда, ты никогда)
Такая модель поведения не содержит призыва к действию, а погружает человека в вину, раздражительность, и в последствии в безысходность (полное принятие невозможности что-то изменить).
Как вы думаете, будет человек что-то менять в таком состоянии? А ребёнок будет хотеть развиваться, когда его критикуют?
Источник: Яндекс картинки
Мне можно возразить, мол, когда он что-то делает хорошо, я его хвалю.
Давайте будем честны перед собой, как часто это бывает? Приносит ли критика ощутимую пользу?
Такая обратная связь оставляет далеко идущий след!
1. Обратить на то, что сделано хорошо (Пример: Какое интересное сочетание цветов в твоём рисунке; Ты здорово ехал)
2. Найти повод похвалить (похвалить действие, а не человека. Пример: Хорошо получилось; Интересный рисунок; Удачно упал)
3. Сказать, что и как можно сделать лучше, предложить решения
4. Обсуждать только конкретное событие
Источник: Яндекс картинки
Про рисунок:
Ух ты какой интересный рисунок, мне нравится, как сочетаются цвета линий. А что ты хотел нарисовать? Чтобы ещё лучше рисовать, надо учиться. Все великие художники учились азам рисования, прежде чем найти свой стиль и стать великими. Я куплю тебе книгу, по которой можно научиться рисовать, и ты рисуя страницу за страницей научишься рисовать.
Про катание на самокате:
Все, кто учится кататься падают. Вставай, давай руку. Вот молодец. Это хорошо, что тебе нравится смотреть по сторонам, но когда едешь, надо смотреть так чтобы видеть, куда едешь, быть внимательным и сосредоточенным. А если хочется смотреть по сторонам, то можно остановиться и рассмотреть то что привлекло твоё внимание.
Чувствуете разницу? Представьте себя на месте ребёнка? В каком из вариантов ребёнок получит пользу от обратной связи, а в каком травму?
Кстати со взрослыми это так же работает, какой вариант по-вашему эффективнее сработает:
Мне надоело, что твои носки постоянно везде валяются, нельзя быть таким …, ты всегда игнорируешь мои просьбы… Я устала тебя обслуживать…
Или:
Дорогой, я тут стирала и обратила внимание, что большинство твоих носков без пары. Я знаю, что все твои мысли заняты проектом, но у меня тоже множество дел на работе и дома, поэтому у меня нет возможности искать по квартире пару для твоих носок.
Я прошу тебя сейчас собрать по квартире все носки и положить в корзину для стирки, а впредь сразу класть их туда, после того как снял и понял, что завтра оденешь новые.
Это важно не только для тебя, но и для наших отношений.
А ещё после этого обнять.
Результат не заставит себя долго ждать!
Слов конечно больше, но это того стоит!
Очень важно!!! Всё надо говорить с искренним позитивным настроем!
Если у вас есть вопросы, пишите их в форме обратной связи, либо лично (все контакты есть в шапке сайта)
Отвечу всем.
Всем добра и будьте счастливы.